МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минкультуры России) СТАТС-СЕКРЕТАРЬ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА Руководителям органов управления культурой субъектов Российской Федерации (по списку) М. Гнездниковский нер., 7/6, стр. 1, 2, Москва, ГСП-3, 125993 тел. 8 (495) 629-20-08, факс 8 (495) 629-72-69 E-mail: kultura@mkrf.ru на № от « Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в работе Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. Приложение: на 16 л. Г.П.Ивлиев Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. №S РЕКОМЕВДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ I. Пояснительная записка Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы», которые подразделяются на [предпрофессиональные и общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Настоящие Рекомендации разработаны во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в [Российской Федерации» с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанных образовательных программ. Общеразвивающие способствовать программы эстетическому в области воспитанию искусств граждан, должны привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83)+). Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей. Общеразвивающие основываться категорий на детей способностей принципе и программы вариативности молодежи, подрастающего интереса к творческой в области для обеспечивать поколения, искусств должны различных возрастных развитие творческих формирование устойчивого деятельности. В образовательных организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей). *' Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей. 2 При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных Общеобразовательных программ. С целью привлечения наибольшего количества детей к Художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. II. Рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств 2.1. Минимум Искусств содержания должен Общие положения общеразвивающей обеспечивать развитие программы значимых для в области образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством: • личностно-ориентированного Творческое и воспитания духовно-нравственное творчески мобильной образования, самоопределение личности, обеспечивающего ребенка, способной к а также успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; • вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; • обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей Программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в Области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в Области искусств. При реализации общеразвивающих программ в области искусств Образовательная организация устанавливает самостоятельно: планируемые результаты освоения образовательной программы; 3 график образовательного процесса и промежуточной аттестации; содержание и форму итоговой аттестации; систему и критерии оценок. Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся Образовательной Самоуправления является организации, локальным который образовательной организации нормативным принимается (советом актом органом образовательной Организации, методическим советом и др.) и утверждается руководителем. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не в более промежуточной аттестации Дополнительных общеразвивающих четырех форме зачетов. экзаменов программ в Проведение при области реализации искусств не рекомендуется. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой Начеты, аттестации образовательные контрольные работы, организации устные опросы, могут использовать письменные работы, Тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет Аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Образовательной организацией должны быть разработаны критерии Оценок промежуточной Обучающихся, итоговой аттестации, текущего аттестации. С этой контроля целью успеваемости создаются фонды Оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, ^есты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и Утверждаются образовательной организацией самостоятельно. Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам Общеразвивающей программы в области искусств и её учебному плану. Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна Способствовать: формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой Самодеятельности. С этой целью содержание общеразвивающих программ в области Искусств должно основываться на реализации учебных предметов как в 4 области художественно-творческой деятельности, так и в области историкотеоретических знаний об искусстве. Рабочие учебные планы образовательных организаций рекомендуется группировать по следующим предметным областям: учебные предметы Исполнительской и (или) художественно-творческой подготовки, учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, S нормируемые с участием родителей (законных представителей) бучающихся. Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об Искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств. 2.2. Рекомендации к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области театрального искусства Результатом освоения общеразвивающей программы в области еатрального искусства является приобретение обучающимися следующих Знаний, умений и навыков: в области художественно-творческой подготовки: - знаний основ техники безопасности при нахождении на сценической площадке; - умений использовать выразительные средства для создания образа ([пластика, выразительность поведения и т.д.); - навыков владения основами актерского мастерства; - навыков владения средствами пластической выразительности; - навыков публичных выступлений; - навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального Представления; - навыков тренировки физического аппарата. в области историко-теоретической подготовки: - первичных знаний об основных эстетических и стилевых Направлениях в области театрального искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведениях в области театрального искусства; - знаний основных средств выразительности театрального искусства; - знаний наиболее употребляемой театральной терминологии. 5 Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства № Наименование предметной п/п области/учебного предмета 1. Годы обучения (классы), Промежуточная и количество аудиторных итоговая аттестация часов в неделю (годы обучения, классы) I II III 2 2 3 Учебные предметы художественно-творческой подготовки: 1.1 театральные игры 1 1,П 1.2. ритмика 1 I 1.3. основы актерского мастерства 1.4. пластический театр 2 1 п,ш 2 III Учебный предмет 2. - историко-теоретической 1 1 1 1 III 1 1 4 1 1 5 1,П,Ш подготовки: 2.1. беседы о театре 3. 3.1. Учебный предмет по выбору: танец Всего: 1 1 3 Примерный перечень учебных предметов: театральные игры, основы Актерского мастерства, художественное слово, основы сценической речи, фценическое движение, подготовка сценических номеров, кукольный театр, пластический театр, музыкальный театр, театр моды, музыкальный инструмент, ^остановка голоса, вокальный ансамбль, ритмика, танец, беседы об искусстве, беседы о театре и другие. 2.3. Рекомендации к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области музыкального искусства Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области исполнительской подготовки: навыков исполнения музыкальных произведений (сольное 6 исполнение, коллективное исполнение); - умений использовать выразительные средства для создания художественного образа; - умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - навыков публичных выступлений; - навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации. I в области историко-теоретической подготовки: первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях; - знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства); - знаний основ музыкальной грамоты; - знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве; - знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии. Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства №п/п Наименование предметной области/учебного предмета Годы обучения (классы), Промежуточная и количество аудиторных итоговая аттестация часов в неделю (годы обучения, классы) I II III 1. Учебные предметы исполнительской подготовки: 2 2 2 1.1 основы музыкального исполнительства (синтезатор) 1 1 1 I, П, Ш 1.2. ансамбль синтезаторов 1 1 1 П1 2. Учебный предмет историко-теоретической подготовки: 1 2 2 2.1. музыка и окружающий мир 1 1 1 2.2. занимательное сольфеджио 1 1 1П 7 3. Учебный предмет по выбору: 1 1 1 3.1. студия компьютерной музыки 1 1 1 Всего: 4 5 5 Примерный перечень учебных предметов: III основы музыкального сполнительства (фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка, флейта, блок-флейта, бас-гитара, саксофон, ударные инструменты, электронные Инструменты, национальные инструменты, др.), инструментальный ансамбль, Ь вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, музицирование, хоровое пение, естр, сольное пение, основы музыкальной грамоты, музыкальный букварь, ыка и окружающий мир, слушание музыки, беседы о музыке, занимательное сольфеджио, народное музыкальное творчество, ритмика, музыкальная информатика, студия компьютерной музыки, музыкальный театр, эвритмия, г/[узыкальная энциклопедия и другие. 2.4. Рекомендации к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области хореографического искусства Результатом Хореографического освоения общеразвивающей искусства является программы приобретение в области обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области исполнительской подготовки: - знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке; - знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности; - умений исполнять танцевальные номера; | - умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа; - умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; - навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных; - навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров; - навыков сценической практики; - навыков музыкально-пластического интонирования; - навыков сохранения и поддержки собственной физической формы. в области историко-теоретической подготовки: 8 - первичных знании основных эстетических и стилевых направлений в области хореографического искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области хореографического искусства; - знаний основных средств выразительности хореографического и музыкального искусства; - знаний наиболее употребляемой терминологии хореографического искусства. Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы №п/п Наименование предметной области/учебного предмета Годы обучения (классы), Промежуточная и количество аудиторных итоговая аттестация (годы часов в неделю обучения, классы) I II III 1. Учебные предметы исполнительской подготовки: 3 3 4 1.1 гимнастика 1 1 1.2. танец модерн 2 2 1.3. пластический театр 1,11 2 1,П,Ш 2 III Учебный предмет 2. историко-теоретической подготовки: 1 1 2.1. беседы об искусстве 1 1 3. Учебный предмет по выбору: 2 1 3.1. подготовка концертных номеров 2 1 Всего: 5 5 III II 5 Примерный перечень учебных предметов: гимнастика, ритмика, народный такец, танец модерн, степ, бальный танец, брейк-данс, основы классического танца, подготовка концертных номеров, музыкальный инструмент, музыкальный букварь, пластический театр, театр моды, беседы об искусстве, беседы о театре, беседы о танце, танец и окружающий мир и другие. 9 2.5. Рекомендации к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области изобразительного искусства, дизайна (по видам), архитектуры Результатом изобразительного освоения общеразвивающей искусства, дизайна (по программы видам), в архитектуры области является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области художественно-творческой подготовки: - знаний основ цветоведения; - знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, соразмерности, силуэта, ритма, пластического центричности-децентричности, контраста, статики-динамики, <|;имметрии-ассиметрии; - умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - умений работать с различными материалами; - навыков организации плоскости листа, композиционного решения Изображения; - навыков передачи формы, характера предмета; - навыков подготовки работ к экспозиции. в области историко-теоретической подготовки: первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства/дизайна/архитектуры; - первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства/дизайна/архитектуры, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства/дизайна/архитектуры, великих мастеров изобразительного искусства/дизайна/архитектуры; - знаний основных средств выразительности изобразительного искусства/дизайна/архитектуры; - знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства/дизайна/архитектуры. 10 Примерный учебный план для дополнительных общеразвивающих программ в области изобразительного искусства, дизайна (по видам), архитектуры №п/п Наименование предметной области/учебного предмета Промежуточная и Годы обучения (классы), итоговая аттестация количество аудиторных (годы обучения, часов в неделю классы) I II III 3 1. Учебные предметы художественнотворческой подготовки: 2 3 1.1 рисунок 1 1 1.2. компьютерная графика 1 1 1 I, П,Ш 1.3. основы дизайн- 1 2 п,ш 1 1 1 проектирования Учебный предмет историко-теоретической 2. 1,П подготовки: 2.1. беседы об искусстве 1 1 1 3. Учебный предмет по выбору: 1 1 1 3.1. 3.2. живопись 1 1 оформление книги/плакат 5 4 Всего: 1 5 III п 1П Примерный перечень учебных предметов: основы изобразительной грамоты и рисование, лепка, конструирование, основы проектирования, основы дизайн-проектирования, основы архитектурнодожественного проектирования, компьютерная графика, дизайн (по видам), дожественная фотография, рисунок, живопись, скульптура, композиция станковая, композиция прикладная, история изобразительного искусства, кинофототворчество, анимация, компьютерная анимация, типографика, оформление книги, плакат, художественное оформление сценической постановки и другие. 11 2.6. Рекомендации к минимуму содержания общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства Результатом освоения общеразвивающей декоративно-прикладного искусства является программы в области приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области художественно-творческой подготовки: - знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства; - умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия Декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел; - навыков работы в различных техниках и материалах; - навыков подготовки работ к экспозиции. в области историко-теоретической подготовки: - первичных знаний о видах народного художественного творчества; - первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области декоративно-прикладного искусства; - знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства, народных художественных ремесел; - знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно- прикладного искусства, народных художественных ремесел. Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы № п/п Наименование предметной области/учебного предмета Промежуточная Годы обучения (классы), и итоговая количество аудиторных аттестация (годы обучения, часов в неделю классы) I II III 2 3 3 1 1 Учебные предметы 1. художественнотворческой подготовки: 1.1 рисунок 1 1.2. основы декоративно- 1 1.3. прикладного творчества художественная роспись по дереву I, II, Ш I 2 2 II, Ш 12 2. Учебный предмет историкотеоретической подготовки: 1 1 1 2.1. беседы об искусстве 1 1 1 3. Учебный предмет по выбору: 1 1 1 3.1. композиция прикладная 1 4 1 5 1 5 Всего: III 1,П,Ш Примерный перечень учебных предметов: основы декоративно-прикладного творчества, ткачество, художественная роспись, рисунок, художественное вышивка, кружевоплетение, батик, художественная резьба по дереву, работа с кожей, бисером, изготовление игрушки, керамика, конструирование одежды, бисероплетение, оригами, бумагопластика, пластилинография, квиллинг, гобелен, лоскутное шитье и другие. Примерные учебные планы общеразвивающих программ в области искусств разработаны с учетом опыта последних десятилетий по реализации в детских школах искусств программ художественно-эстетической направленности. 2.7. Рекомендации к условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств, постижение основ того или иного вида искусств требует предусматривать и реализации общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные мостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально. Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек, мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек, при этом такие учебные предметы, как «Ансамбль», «Подготовка концертных номеров», «Подготовка сценических номеров» могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2-х человек. Продолжительность академического часа образовательной организации и может устанавливается составлять от 30 уставом минут в 1-2|м классах, до 45 минут. Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам самостоятельно с определяется учетом образовательной параллельного организацией освоения детьми 13 общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования). При реализации общеразвивающих программ в области искусств в (детских школах искусств по видам искусств необходимо учитывать, что (видовым отличием детских школ искусств по видам искусств от других организаций дополнительного образования детей является реализация редпрофессиональных программ в области искусств (часть 3 статьи 83 едерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ). целью обеспечения еятельности в сбалансированной детской предпрофессиональных и школе организации искусств общеразвивающих при образовательной реализации программ ДШИ рекомендуется устанавливать общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул - не менее 13 недель. Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств должно обеспечиваться за счет: доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств; наличия комфортной развивающей образовательной среды; наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих разование, должна составлять не менее еподавателей, обеспечивающих высшее профессиональное 10 процентов в общем числе образовательный процесс по щеразвивающим программам в области искусств. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели1, из которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ. Образовательные организации должны взаимодействовать с другими образовательными программы в организациями, области искусств, реализующими с целью образовательные обеспечения возможности 1 Продолжительность учебного года для педагогических работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается с учетом положений Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1. 14 восполнения недостающих методической поддержки, кадровых ресурсов, использования ведения передовых постоянной педагогических технологий. Финансирование реализации общеразвивающих программ в области искусств должно осуществляться в объеме, позволяющем обеспечивать качество образования. Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) слуги в сфере образования для реализации общеразвивающих программ в бласти того или иного вида искусств устанавливаются либо субъектом оссийской Федерации на основании части 2 статьи 8 Федерального закона <|Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3, либо учредителем бразовательной организации с учетом следующих параметров: 1) соотношения численности преподавателей и обучающихся - не менее 1:8; 2) содержания специального учебного оборудования и использования специализированных материальных запасов; 3) соотношения численности учебно-вспомогательного персонала и преподавателей - не менее 4:10; 4) при реализации общеразвивающих программ в области музыкального, хореографического и театрального искусств финансирования работы концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам; 5) при реализации общеразвивающих программ в области изобразительного искусства финансирования работа натурщика из расчета до 30 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам. Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна обеспечиваться учебно-методической документацией (учебниками, учебнометодическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным обучающихся также предметам. Внеаудиторная сопровождается (домашняя) методическим работа обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией. Выполнение обучающимся домашнего задания должно 15 контролироваться преподавателем. Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и ондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с еречнем учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть организации должен быть Обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд образовательной ^комплектован печатными и/или электронными изданиями основной и Дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Образовательная возможность организация оперативного образовательными может обмена организациями, предоставлять информацией учреждениями с обучающимся отечественными и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Материально-технические условия образовательной организации должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой в области искусств, разработанной образовательной организацией. Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательная организация должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта. Минимально программ в необходимый области искусств для реализации перечень общеразвивающих учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения должен соответствовать профилю общеразвивающей программы в области искусств и быть ориентирован на федеральные государственные требования к соответствующим дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств. При этом в образовательной организации необходимо наличие: залов (театральных, концертных, танцевальных, выставочных, просмотровых) со специальным гимнастических, оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы; библиотеки; помещений для работы со специализированными материалами 16 (фонотеки, видеотеки, фильмотеки, просмотровых видеозалов); учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой, хореографическими станками, мольбертами и др.). Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий Должны иметь площадь не менее 6 кв.м. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, I своевременного обслуживания лрументов и учебного оборудования. и ремонта музыкальных